Good enough is not
enough.
You want to be the BEST teacher in the
world.
Why? Because every kid deserves
the best.
Недостаточно быть хорошим
учителем!
Вы должны быть лучшим учителем в мире!
Почему?
Потому что дети заслуживают только
лучшего!
Ричард Греем
Совершенно
очевидно, что с введением новых Федеральных государственных образовательных
стандартов изменился подход к организации обучения и использованию новых
образовательных технологий. Новые стандарты направлены на формирование личности
ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы,
раскрытие его талантов. В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты
современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и
зарабатывать, то есть учение для труда;
научить жить, это учение – для бытия.
И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя – это учение для совместной жизни.
Согласно стандартам нового поколения основой
начального общего образования задачей учителя является не репродуктивная
передача знаний, умений и навыков ученику, а полноценное формирование и развитие способностей
ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее
решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Английский
язык обладает как раз таким потенциалом, который может в значительной мере
способствовать формированию человека как гражданина и личности.
Считая
главной задачей иноязычного образования непрерывное развитие языковой личности
ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных
знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения
практических задач, следует понять и определить, что сегодня нам следует
изменить? Как работать в новых условиях? Применение каких
методов и приемов поможет сохранить высокую мотивацию к изучению английского
языка на всех его уровнях? Последний вопрос считаю наиболее важным, потому что
никакие стандарты, ни самые современные методики и новейшие учебники не будут
иметь результата, если у ребенка не будет мотивации к изучению английского
языка. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один
учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность
учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Однако уже
в третьем классе наблюдается снижение позитивного интереса к изучению иностранного
языка. Данные мониторинга показывают, что для третьеклассников наиболее важными
причинами, понижающими интерес являются сложность урока, трудности сохранения
вербальных средств в памяти, трудности чтения, трудности выполнения домашних
заданий. Третьеклассники осознают и глубоко переживают тот факт, что у них не
всё получается, когда они воспринимают иноязычную речь на слух. Всё это
отрицательно воздействует на их интерес к предмету. Очевиден вопрос: что не
так? Фактор интереса к учению имеет большое значение для успешной реализации
главной цели: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Все эти вопросы натолкнули меня на мысль узнать, а как обстоят дела с
изучением английского языка в других странах, для которых английский язык
является также неродным? Ведь в отличие от наших детей, которые безуспешно
стараются « разгрызть гранит этой науки» в течение 10 лет, зарубежные
сверстники с успехом реализуют «коммуникативную» функцию языка уже на начальном
этапе. Побродив по бескрайним просторам Интерната, пообщавшись с
зарубежными коллегами, мои поиски увенчались успехом и вот уже в течение
последних двух лет я успешно работаю по методике «Genki English»,
которая была разработана более 12 лет назад американцем Ричардом Греемом для
обучения английскому языку в Японии. Когда он начинал свою преподавательскую
деятельность, то столкнулся с теми же проблемами, что и мы с вами! Скучный и
однообразный материал учебников, низкий уровень владения языком, низкая
мотивация. Проработав три года в
японских школах, он понял, как скучно изучать язык. Традиционные подходы не давали должного
результата. Все это и натолкнула его на мысль о создании нового метода обучения,
который был бы интересен и в то же время имел высокую результативность. Таким
образом, в 2000 году им была придумана методика «Genki English». Слово
«Genki» происходит от японского «энергичность», «жизнерадостность»
и это неслучайно! В основе этой методике лежат два золотых правила:
1.Losing doesn’t mean losing. Losing means try again. (Неудача не означает поражение! Неудача означает-
попробуй еще!)
2.
I can do it! (Думай : Я смогу это сделать — и ты сделаешь это! )
Почему-
то считается, что к английскому языку у
ребенка не может быть способностей? Это вопрос спорный! Все мы рождены «по
образу и подобию». Миллионы людей в мире говорят на английском языке каждый
день, хотя он и не является для них родным. В этом нет ничего сложного. Это не
какая-нибудь сложная хирургическая операция на головном мозге или сложный
химический опыт. Каждый может начать говорить на иностранном языке, главное- поверить в это. Это точно такой же навык, как
например, езда на велосипеде или вождение автомобиля. Необходимо в ребенка
вселить уверенность. Роль учителя- помочь ему в этом. Почему иногда зная
отлично грамматику и лексику -дети не говорят на иностранном языке? Они просто
бояться. Уже на начальном этапе обучения иностранному языку возникает так
называемый «языковой барьер». А преодоление языкового барьера – задача не из
легких. А знаете ли вы, что средний американец в своей повседневной речи
употребляет только простые времена, а вопрос у него от повествовательного
предложения отличается только повышающей интонацией? Иностранцы более
терпимо относятся к ошибкам в речи, а иногда их даже не замечают, нежели
мы. Необходимо позволять детям ошибаться. Без этого не будет общения. Согласно
новым ФГОС, результатом изучения иностранного языка является сформировать
элементарную коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность
общаться на английском языке, как в
устной, так и в письменной формах! Поэтому не зацикливайтесь на
грамматике, пусть дети начнут говорить!
Дети
очень любознательны, особенно эти относится к детям младшего школьного
возраста. «Молекулой» устного общения является коммуникативная ситуация.
Ситуация и речь тесно связаны между собой. Язык развивается через ситуации и
неотделим от них. Язык нужен в определенных ситуациях, поэтому исходным
моментом обучения должны быть ситуации. В методике «Genki English» аналогом
реальных ситуаций служат типичные коммуникативные ситуации. Ричард Греем постарался выяснить, какие вопросы
больше всего интересуют детей и в каких коммуникативных ситуациях они чаще
всего оказываются. Объездив почти весь мир, за основу своей программы он взял
вопросы, на которые ребята хотели бы получить ответ, независимо от того, в
какой стране они живут. Детей всех рас и национальностей интересует одно и
тоже- простые темы, типа « Какой у тебя любимый предмет в школе?», или же «
Какая твоя любимая еда?» Все те же вопросы и темы, которые нам тоже давно
знакомы. Отличие в том, что на каждый четко поставленный вопрос дается четко
поставленный ответ на основе четкой грамматической структуры. Например, на вопрос: « What’s your favourite
subject at school?» Дается ответ-образец:
« I like…», при
этом вводится не боле 6-8 лексических единиц по данной теме. Возможны ответы: « I like English. I like Science. I like PE…» и т.д. То есть при работе с
устойчивыми предложными словосочетаниями
используется метод заменяющих слов. Русификация – существенный недостаток
в речи учащихся на английском языке. Они зачастую прибегают к пословному
переводу русских словосочетаний на английский язык, что в большинстве случаев
не верно. «Что же здесь нового?»-спросите Вы. Отличие в том, что все это
вводится при помощи простых незамысловатых песенок, в которых нет никаких
лишних слов, кроме тех, которые необходимы нам для данной ситуации
коммуникативного общения. Для всех тем разработаны интерактивные мини-уроки,
которые включают в себя саму лексику, заучивание песни «акапелло», исполнение
самой песни, закрепление лексического материала при помощи интерактивной игры.
Что касается построения урока по методике «Genki English»,
то оно мало чем отличается от традиционных. Основных – четыре:
1-
Начало урока! Разминка! Warm up!
2-Повторение
старого ранее пройденного материала!
3-Отработка
нового материала!
4-заключительный
этап!
Так
в чем уникальность этой методики, спросите Вы? Чтобы ответить на это вопрос,
давайте рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности:
1.
Начало урока. На этом этапе необходимо настроить детей на позитивное
энергичное изучение языка! 3-5 минут, не больше. Ричард Греем предлагает начать
с какой -нибудь энергичной игры типа «stand up, sit down», пытаясь запутать
ребят. Важно добиться улыбок на лицах ребят и положительного настроя на урок! На
официальном сайте представлена масса игр, которые помогут позитивно настроить
ребенка на общение на иностранном языке.(Подробнее: http://www.genkienglish.net/Warmup.htm)
2.Повторение.Необходимо
обязательное повторение материала, пройденного на предыдущих уроках, лучше всего
это сделать при помощи песен, которые были изучены на предыдущих уроках? Песня
это быстрый способ повторения! Дети танцуют, поют, и вспоминают то, что они
проходили на предыдущих уроках. Здесь же можно использовать вопросы, работу в
парах. Важно использование неожиданных вопросов( trick questions), то есть задавая
вопросы по теме “ What’s your favourite colour?»
неожиданно можно спросить у ребенка “How old are you”. Обычно
это вводит в замешательство и может последовать совсем неправильный ответ, что
вызовет смех у ребят.
3.Введение нового материала. Обычно на
уроке вводится один вопрос и не более 6-8 слов. Сначала вводится лексика при
помощи интерактивного урока, где все это красочно представлено. Затем эти слова
отрабатываются в вопросах! Называя слово лучше пропеть его и при этом закреплять
жестом или действием. Использование жестов при работе над грамматикой и
лексикой наиболее эффективно на начальном этапе обучения, так как у младших
школьников более развита двигательная память, и они быстрее запоминают
необходимую информацию в подобной форме. Мелодия и действия помогают лучше
запомнить! Затем происходит заучивание песни акапелло! Используются все те же
интерактивные мини-уроки! Можно повторить несколько раз, пока ребята не будут
произносить уверенно! Ну и наконец, когда дети «измучены» повторением -
переходим к пению под музыку! И здесь у них «WOW»! Каждая песенка имеет незамысловатый мотив, который
прочно « stuck in their heads». Поем песню подкрепляя ее
жестами!
Необходимо напомнить, что в
зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно
можно разделить на четыре категории:
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном
через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта
категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей.
Исходя из этого очень важно на уроке
представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и
слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить большую
часть информации, представленной на уроке. Все это учитывается в программе «Genki English».
Отработку
нового материала можно провести в игре! Стоит помнить о том, что игра – особое
организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игра всегда предполагает принятие решений, что стимулирует мыслительную
деятельность играющих. Для детей игра – это прежде всего увлекательное занятие.
В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по
языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и
сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все
это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно
употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах
обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает
чувство удовлетворенности. Массу игр предлагает Ричард на страницах своего сайта.(Подробнее : http://www.genkienglish.net/games.html )
Главное не забывать о том, что цель игры-
это языковая практика! Окончательный контроль усвоения проводится при помощи
интерактивной игры, которая разработана к каждому мини-уроку. Здесь неоценимым
помощником будет интерактивная доска. Использование интерактивной доски в
рамках коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам
является эффективным средством вовлечения
учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных
способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
4. Завершение урока!
Если останется время, то можно повторить
песню урока или же спеть”Thank
you song”,
которая представлена в виде интерактивной разработки! Обязательно сказать
детям, что они все молодцы и что если у кого-то и не получалось что-то, то это
нестрашно, важно попробовать еще раз и все получиться! На завершающем этапе
урока можно применить какую-нибудь игру, типа “ Rock, scissors, paper”, либо выходя из класса на перемену назвать кодовое
слово. ( Одно из тех слов, пройденных на уроке). Важно закончить урок на
высоком эмоциональном уровне! Чтобы ребята с нетерпением ждали следующего!
Частично методика “Genki English” и построена на методе эмоционального изучения
английского языка. Суть метода заключается в предоставлении слушателям
атмосферы, в которой понимание произнесенного основывается не на знании набора
заученных фраз и слов, а на смысловом и ситуативном уровне: когда каждая фраза
обусловлена той или иной ролевой ситуацией. Таким образом, учащийся постигает
смысл сказанного исходя из понимания того, для чего человек произносит ту или
иную фразу. Ведь на родном языке никто не говорит бессмысленно. Это обусловлено
тем, что любой язык – это не безжизненный набор правил и условностей, а живая
среда, направленная на передачу информации. Таким образом, поэтапно, от простых
ролевых ситуаций ученик доходит до сложных жизненно-важных дискуссий. Согласно
новым стандартам обучение тому или иному предмету происходит не только при помощи материалов учебника, но
с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового
фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты
обобщаются и представляются в цифровом виде. В контексте изучения всех
предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том
числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный
метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации
проектной методики обучения. Проекты являются неотъемлемой частью “Genki English” Результатом
любого пройденного материала должен быть проект! Необходимо научить ребенка
связать изученный материал с жизнью. Почти у каждого современного ребенка есть
цифровой фотоаппарат, мобильный телефон с камерой, видеокамера, компьютер- всем
этим они активно пользуются, но настало время применять все это и в
образовательных целях! Проект по пройденной теме может быть представлен в виде
цифрового фото, видео, Интернет- проекта,
презентации разного типа. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети
знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих
интересах и увлечениях. На сегодняшний день есть масса возможностей опубликовать
проекты, например, на www.calmeo.com, либо обсудить его на форуме со сверстниками,
например на www.epals.com Ребята с радостью выполняют
подобные задания! Важно делать проекты не просто в рамках класса, а выйти ,так
сказать, на международный уровень! Участие в Интернет- проектах повышает
уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное
формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе
проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида.
Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать
проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность
учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной
форме. Вот вам и метапредметный результат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий